ДОЛЖНОСТИ И РАНГИ НА СУДАХ
Капитан корабля – главное должностное лицо на корабле. На военных кораблях его назначают на данную должность чиновники и уполномоченные лица на определенный или неопределенный срок.
На торговых кораблях это зачастую владелец, или совладелец корабля, или лицо, назначенное торговой компанией. Он отвечает за решения, связанные с выбором торгового маршрута и сделок, если для этого на корабль не назначен кто-то другой. Так же командует кораблем, как вне боя, так и во время схватки.
На пиратских кораблях капитана выбирают из числа команды и могут убрать с должности в любой момент голосованием. Иногда капитан недостаточно агрессивный и жестокий, чтобы управлять людьми, а иногда его убирают с должности из-за чрезмерной кровожадности. Надо отметить, что капитан на корабле пиратов зачастую не решает важные вопросы – всё решается командой посредством голосования, а капитан командует в основном во время боя.
Первый помощник – старший офицер, заместитель капитана. В случае ранения капитана, берет на себя командование судном. При смерти капитана на кораблях флотов отвечает за дальнейшее командование судном до его прихода в порт, где будет назначен новый капитан, или, если это необходимо, за выполнение ранее указанной задачи, но в этом случае, вся дальнейшая ответственность лежит на плечах первого помощника.
Секретарь корабельный - на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе, учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал, знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля, записывать расход боеприпасов во время боя, составлять заявки в порт на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и передавать их родственникам. Нередко его обязанности на торговых кораблях или частных судах исполняет первый помощник.
Лекарь - на всех кораблях имеется один лекарь. В зависимости от размеров корабля, к нему приставляют разное количество помощников. Лекарь ведает учетом, снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, ведет учет больных, отвечает за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи. Во время боя ему запрещается выходить на палубу, должен находиться в трюме, где было определено место сбора раненых. Если окажется, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то последний рассматривается как убийца и подлежит казни.
Шкипер - один из старших офицеров. На всех кораблях есть один шкипер. Шкипер отвечает за учет, наличие, хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского имущества. Ведет журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу относятся весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж ( канаты, веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи, плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качеством. Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает шкипера в его отсутствие. Функции шкипера на небольших судах иногда исполняет первый или второй помощник.
Штурман – один из старших офицеров. Отвечает за штурманское имущество, его получение, хранение, использование, расходование. Штурманским имуществом считаются флаги, сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса, песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман ведет журнал учета штурманского имущества, следит за пополнением и исправностью своего имущества. Он же отвечает за морские карты, лоции, исправность рулевого управления корабля. Он выверяет курс корабля. Во время плавания он должен сверять карты с реальной береговой линией, островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения. Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля (мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу. На небольших кораблях роль штурмана иногда берет на себя капитан или первый помощник.
Боцман - специалист младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды. В обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса, такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу, наблюдение за порядком и чистотой на судне.
Мичман - непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров. В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества, передавать информацию соответствующим офицерам. На небольших судах роли мичмана и боцмана может исполнять один человек.
Артиллеристы – командиры орудий. Артиллеристы занимаются заряжанием, прицеливанием и производством выстрела. Это специально обученные солдаты, умеющие обращаться с корабельными баллистами, катапультами. Матросы отношения к орудиям не имеют и зачастую едва ли знают, как их заряжать, не говоря уже о прицельной стрельбе.
Плотник - обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и чинить их; осуществлять контроль над качеством принимаемых на корабль деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком, если таковой есть, устранять течи в корпусе. Обязан также следить, нет ли где поступления воды в корпус через смотровые или погрузочные люки. Ведет журнал учета поступления и расхода деревянных деталей, материалов. Обязан знать размеры и конструкцию всех деревянных деталей с тем, чтобы мог грамотно заказать на берегу изготовление деталей для данного корабля.
Конопатчик – помощник плотника, помогает во всех его обязанностях. На больших кораблях конопатчиков может быть несколько, на малых – конопатчиков вовсе нет.
Солдаты – привлекаются на суда для охраны и в помощь артиллеристам. Из солдат создают абордажные и десантные команды.
Матросы – занимаются обслуживанием парусов такелажа, чисткой судна и в принципе всем, что им прикажут офицеры и капитан корабля. Низшие чины на боевых кораблях; на кораблях разбойников зачастую те же солдаты.
Впередсмотрящий – вахтенный матрос, обязанный следить за ситуацией на море, предупреждать столкновения.
На военных парусниках почти все эти должности будут присутствовать, зависит уже от размера корабля; на торговых и частных судах, а так же пиратских, звания и должности могут быть объединены, в зависимости от компетенции офицеров на судне. Торговцы, ясное дело, стараются на всем экономить и офицеры попадают под раздачу. Зачастую на борту торгового корабля будет опытный капитан и штурман, может быть, кое-кто не поскупится на опытного плотника, но этим всё будет ограниченно. Остальные обязанности будут выполняться кое-как и кое-кем. Отдельно можно выделить такую должность на корабле, обычно торговом или частном, как суперкарго. Суперкарго, по сути, второй помощник, который отвечает за прием, выдачу, загрузку и разгрузку торгового груза. Суперкарго назначает на корабль его хозяин или фрахтовщик судна. Когда речь идет о принятии важного решения, от которого зависит сохранность груза, капитан обязан советоваться с суперкарго, хотя это не снимает ответственности с капитана за сохранность корабля. В конечном итоге, при затоплении корабля, ответственность будут нести капитан вместе со штурманом и суперкарго. Первые двое – за потерянный корабль, а последний – за потерю груза.